В Уфу доставят ковчег с мощями Иоанна Крестителя

В Башкирию доставлена часть мощей Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, пребывающая на постоянном хранении в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Организатором выступило Нефтекамское епархиальное управление. Об этом ProUfu.ruсообщили в Информационно-аналитической службе Уфимской митрополии.

14-15 сентября святыня побывала в Бирске, с 15 по сегодняшний день – в Нефтекамске. Завтра ковчег будет доставлен в Туймазы, 19 сентября – в Октябрьский, 20 – в Белебей.

В Уфу, по словам настоятеля храма Рождества Богородицы иерея, Анатолия Киселева, ковчег прибудет утром (перед началом поздней службы) 21 сентября в Кафедральный собор Рождества Богродицы (ул. Кирова, 102), где будет находиться до утра 23 сентября.

Иеромонах Дорофей (Пурис), руководитель отдела религиозного образования и катехизации Нефтекамской епархии Башкортостанской Митрополии РПЦ (МП):

Святой Иоанн Креститель — ближайший предшественник Христа, его еще называют последним пророком, вестником пришествия Мессии. По матери он был родственником Спасителя и родился на шесть месяцев раньше.

Родители пророка были священник Захария и праведная Елизавета — они долгое время не могли иметь детей, хотя очень желали этого. Но однажды, как повествует апостол и евангелист Лука, Архангел Гавриил, явившись Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

С детства святой Иоанн был строгим и требовательным к себе человеком. А как иначе, если жизнь твоя по воле Господа и по твоему желанию проходит в дикой пустыне? Пророк готовил себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду из верблюжьей шерсти, питался весьма скудно. Дикий мед и акриды, род саранчи, поддерживали его плоть. В тридцать лет Господь призвал его к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию Христа. К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнюю чистоту, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского Крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки — и простых людей, и сильных мира сего. За это и пострадал.

Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого, приказал посадить пророка Иоанна в темницу. Святой обличал Антипу за то, что тот бросил законную супругу и сожительствовал с Иродиадой, своей невесткой (она была замужем за родным братом Ирода, Филиппом). Иродиада тоже очень не любила Предтечу и всячески пыталась его погубить. И однажды ей это удалось.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломея, дочь Иродиады, своим танцем так угодила и Ироду, и его друзьям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего она ни попросит. Танцовщица, наученная матерью, попросила голову Иоанна Крестителя… Честная глава святого, отсеченная палачом, была преподнесена Иродиаде.

Сам Господь наш говорил о праведном Иоанне Крестителе: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». И недаром святой Предтеча прославляется Церковью как и Ангел, и «светлый Слова глас», к нему обращаются так: «крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов».

Кто-то советует молиться святому Иоанну при болезнях головы. Но, наверное, при головной боли лучше выпить лекарство и подумать вот о чем. Образ праведного Предтечи и Крестителя можно рассматривать как образ человеческой совести. Совести, которая не дает успокоенно жить во грехе, которая мучает и укоряет, приближает нас к покаянию.